Конституция Российской Федерации – гарантия стабильности и устойчивого развития государства и общества
07 декабря 2023 года в Институте государственного администрирования состоялся круглый стол, посвященный 30-летию принятия Конституции Российской Федерации. Участники научного мероприятия – студенты, активисты СНО, научно-педагогические работники сосредоточили свое внимание на определении достижений и проблем в обеспечении верховенства конституции в советском и российском государстве, прав и свобод человека и гарантий их реализации, организации и функционирования системы высших органов и судебной власти.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился кандидат юридических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, ректор Института государственного администрирования А.В. Тараканов. В своем выступлении он отметил, что Конституция Российской Федерации 1993 года была одобрена на референдуме в октябре 1993 года, в котором приняли участие свыше 58,1 млн человек избирателей За принятие Конституции проголосовало более 32,9 млн человек, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании (32,3% от общего числа избирателей страны). Одновременно в ходе выборов в Федеральное Собрание были избраны почти все депутаты Государственной думы и Совета Федерации. Таким образом, первые демократические выборы способствовали становлению новой структуры государственной власти.
Вскоре после принятия Конституции РФ стало очевидно, что большинство реальных прерогатив передавалось от законодательной власти к президенту, который совмещает в своей деятельности функции главы государства и руководителя исполнительной власти. Из-за чего эксперты стали утверждать, что ст. 11 и 80 Конституции 1993 года принцип разделения властей фактически сведен на «нет», что прерогативы президента России практически перекрывают полномочия остальных ветвей государственной власти. В новых условиях президент и правительство получили реальную возможность проводить политический курс, не считаясь с парламентом. В стране не парламент формирует политическую власть, а парламентарии избираются благодаря патронажу исполнительной власти.
В целом, ученые-правоведы к перекосам Конституции 1993 года относили несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных ветвей власти, раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство), независимость Правительства от парламента, отсутствие необходимой точности и четкости в распределении полномочий между центром и субъектами, в иерархии источников действующего в стране права, неопределенность статуса прокуратуры, внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного самоуправления с фактическим наделением его государственно-правовыми полномочиями.
Конституционная реформа 2020 года была направлена на разрешение этих и других актуальных проблем, в целом на укрепление российской государственности с акцентом на упрочение территориальной целостности и государственного единства России, установления сбалансированных властных полномочий. По поправкам 2020 года к Конституции РФ дал свое заключение Конституционный суд РФ. В ходе всенародного обсуждения 14 марта 2020 года всего было внесено 206 поправок в текст Основного закона, внесены изменения в 41 статью Конституции РФ, ее текст дополнен 5 новыми статьями и 33 иными структурными элементами. 1 июля 2020 года прошло общероссийское голосование за эти поправки с результатом: «за» - 77,92% от числа граждан, принявших участие в голосовании.
Можно выделить три крупных блока поправок к Конституции РФ. Первый из них направлен на усиление доминанты права в целом и защиту прав граждан, второй нацелен на укрепление доминирования права по отношению к государству. Третий блок поправок обусловлен введением и закреплением на конституционном уровне доминанты национального права над межгосударственными правовыми нормами. Речь идет о поправках в ст. 79 и 125 Конституции РФ, связанные с установлением приоритета Основного Закона над международным правом на территории нашей страны, с нормой том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению, с правом. Таким образом, закрепив на конституционном уровне приоритет национального права над международным, Россия пошла по пути США и стран Западной Европы, в правовых системах которых аналогичные принципы давно уже существуют и применяются на практике. Курс на укрепление национальных интересов соответствует ключевой цели правовой политики государства – максимальной полной реализации прав и свобод граждан страны.
С докладом «Конституции Российской Федерации – 30 лет» выступил кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета института С.М. Плешаков. Он отметил, что вскоре после окончания Великой Отечественной войны обсуждался вопрос о замене Конституции 1936 года, однако до принятия нового Основного закона дело не дошло. В апреле 1962 года Верховный Совет СССР утвердил состав Конституционной комиссии во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым. Но с его отставкой в октябре 1964 года изменилось направление работы над проектом Конституции. Обновленный проект Конституции в мае 1977 года был одобрен пленумом ЦК КПСС и вынесен на обсуждение общественности. 7 октября 1977 года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва Конституция была принята. В преамбуле Конституции СССР 1977 года утверждалось о построении развитого социализма и создании общенародного государства. В качестве высшей цели Советского государства называлось построение «бесклассового коммунистического общества», что свидетельствует об утопизме доктринальных воззрений высшего политического руководства страны. Основой экономической системы СССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы, социальной основой – союз рабочих крестьян и интеллигенции.
Впервые в Конституции был отражен действительный механизм власти в стране. Коммунистическая партия СССР была объявлена «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (ст. 6). Таким образом, была узаконена реальная власть партии, что привело к монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений. Резко повысилась роль партийного аппарата во всей властной структуре, членство в компартии стало обязательным условием продвижения по служебной лестнице.
В годы перестройки государственно-политический строй России определялся еще советской Конституцией 1978 года. На первых порах было принято решение внести изменения в текст действующего Основного Закона. В частности, на конституционном уровне были закреплены положения об отказе от социалистической модели развития и монополии коммунистической партии, признание многопартийности, разделения власти, частной собственности и свободы предпринимательства. Принципиально изменилась избирательная система, была учрежден пост Президента Российской Федерации, двухуровневый законодательный орган – Съезд народных депутатов и постоянно действующий Верховный совет РФ, Конституционный Суд. Во внутрифедеративных отношениях повысился статус автономных республик до союзных, большинство автономных областей приобрели статус автономных республик. Суммарно в текст Конституции РСФСР 1978 года за пять-шесть перестроечных лет было внесено 320 поправок, и, вероятно, уже исчерпан потенциал приспособления к новым реалиям за счет «латания дыр».
Поскольку Основной Закон стал документом, содержащим противоречивые положения, воочию встал вопрос о принятии новой Конституции. В 1990 году на I-м Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение о разработке нового Основного Закона. 16 июня 1990 года была создана Конституционная комиссия из 102 депутатов для подготовки проекта новой Конституции, учреждено Конституционное совещание для обобщения всех предлагаемых проектов предложений.
В начале 1993 года стало очевидно несовершенство «перестроечной» Конституции для всех участников политического процесса. Большинство народных депутатов стояло на позиции внесения поправок в действующий текст Конституции, которые делают его еще более демократическим. Новую Конституцию следует разрабатывать под эгидой съезда народных депутатов и Верховного совета, принять на одном из съездов. Президентская команда, исходя из тезиса «Советы и демократия несовместимы», предлагали упразднить эти «последние бастионы тоталитаризма, партократии» и создать новую политическую систему. Принятие новой Конституции – неотложная задача. «Гордиев узел» противоречий предлагалось разрубить либо проведением референдума по основным положениям Конституции либо о доверии ветвям власти.
Наиболее острая фаза противостояния между исполнительной и законодательной властью началась после издания президентом России Указа № 1400 от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этот документ ввел прямое президентское правление в стране, прервал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ, прекратил полномочия народных депутатов, запрещал заседания съезда народных депутатов, приостановил деятельность Конституционного Суда. На 11-12 декабря 1993 года были назначены выборы в Государственную Думу. Новый Основной закон был одобрен на референдуме в октябре 1993 года, за его принятие проголосовало более 32,9 миллионов человек, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
За 26- летнюю историю действия Конституции РФ (до 2020 года) ее текст был изменен 4 (четырьмя) законами РФ о поправке к Конституции РФ. В совокупности они коснулись 14 статей, в общей сложности было заменено, исключено и дополнено 350 слов, или 3,95% текста Конституции РФ. Объем конституционного текста увеличился на 1,87%.
Конституционная реформа 2020 года была направлена на укрепление российской государственности, установления сбалансированных властных полномочий. В ходе всенародного обсуждения 14 марта 2020 года всего было внесено 206 поправок в текст Основного закона, в общей сложности было заменено, исключено и дополнено 69,2% от текста Конституции РФ, общий объем конституционного текста увеличился на 141,9%. Текст новой Конституции с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования, вступил в силу 4 июля 2020 года.
В своем выступлении доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе В.В. Орлов остановился на историческом аспекте становления российской государственности через призму конституционализма. Конституция известна еще в Древнем Риме, использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Ни рабовладельческое, ни феодальное общество не имели конституций как основного закона государства. Конституция появилась в результате буржуазно-демократических революций и была призвана закрепить политическое и экономическое господство буржуазии. Первая такая конституция, как известно, была принята в Соединенных Штатах Америки в 1787 году, в Европе в 1791 году - конституция Франции.
В России в первой четверти XIX века появились первые писаные конституционные акты, разрабатывавшиеся для составных частей империи. В 1809 году рядом императорских указов Александра I была создана некодифицированная конституция Финляндии, по шведскому образцу создается ее парламент – сословный Сейм. При этом Финляндия стала первым государством в Европе, которое предоставило женщинам активное и пассивное избирательное право. В 1815 году Александр I подписал Конституцию Царства Польского, которая была фактически самой либеральной в Европе тех времен. Польша получила статус королевства, был создан Сейм – парламент. После подавления польского восстания в 1830 году польская конституция была отменена, упразднен Сейм, Польша стала неотъемлемой частью Российской империи. На территории основной части Российской империи не имелось конституционных актов. Властям и большинству населения было еще не до конституций. Солдаты, которых 14 декабря 1825 года вывели на Сенатскую площадь декабристы, считали, что конституция – это жена нового императора Константина, брата Николая I. Фактические до революции 1917 года в России не было писаной конституции, она появилась лишь в советское время.
Конституция представляет собой продукт конституционализма – долговременного процесса утверждения норм основного закона в обществе. Конституционализм возник с зарождением и развитием капиталистических отношений в Западной Европе. Известно, что доктрина конституционализма появилась в сочинениях французских и английских просветителей XVII-XVIII вв. Под конституционализм его «отцы-основатели» понимали принцип верховенства писаной конституции над всеми другими правовыми актами.
Российский конституционализм стал результатом заимствования иностранных политико-правовых идей. Он не оформился в самостоятельное явление, поскольку для этого не было необходимых объективных предпосылок. В России конституционные идеи остались достоянием узкой группы дворянства, а не буржуазии, как в западных странах. Конституционные проекты не содержали традиционных для России форм и были чуждыми культуре и общественно-политическому опыту страны.
В России первые конституционные идеи зародились в XVIII веке в форме дворянского конституционализма. Но отправной точкой практической конституционализации и парламентаризма стало принятие Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» и «Основных государственных законов» в 1906 году. Согласно документам в России впервые провозглашались гражданские права (свобода слова, собраний, союзов и др., неприкосновенность личности), вводились избирательные права, учреждались Государственная дума и Государственный совет.
Популярность проблемы конституционализма возросла после февральской революции 1917 года, когда монархия в России прекратила свое существование. Высшим законодательным и исполнительным органом стало Временное правительство, которое 1 сентября 1917 года провозгласило Россию республикой. Тогда же был поднят вопрос о разработке проекта конституции на принципах утверждения в стране республиканской формы правления, прав и свобод граждан, разделения власти, унитарного государственного устройства с наличием автономных образований, а также необходимости принятия конституции специальным органом - Учредительным собранием.
После свержения Временного правительства в октябре 1917 года новая советская власть практически через две с половиной недели 12 ноября провела выборы депутатов в Учредительное собрание. В ней приняли участие 44,4 млн избирателей, большинство из которых проголосовало за программу эсеров, меньшевиков и схожих с ним различных национальных партий – 59%, большевиков – 24%, кадетов – 17%. Из 703 избранных депутатов 229 были эсерами, 168 – большевиками, 39 – левыми эсерами, 17 – кадетами, 16 – меньшевиками. Итоги выборов свидетельствовали о стремлении большинства граждан страны к демократическому устройству России на базе многопартийности при соблюдении принципа социальной справедливости, т.е. социальная база будущего государственного и конституционного устройства страны оказалась гораздо шире социальной базы большевиков с их идеей установления диктатуры пролетариата. Преобладание правых эсеров, готовых к союзу с меньшевистскими и кадетскими депутатами, делало реальной занятие ими враждебной к советской власти позицию и новую угрозу установления двоевластия в стране. Выход из ситуации большевики нашли в разгоне Учредительного собрания за отказ принять и одобрить первые советские документы. В ночь с 6 на 7 января 1918 года ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания, так закончился краткий этап российского парламентаризма.
Вкратце он остановился на характерных чертах советских Основных законов – Конституции РСФСР 1918 года, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов. Советские конституции стали первыми писаными основными законами. Ни одна из них не соответствовала традиционному пониманию конституционализма. Их цель – построение социализма и коммунизма в тех конкретно-исторических условиях была явно утопической. Заявленные конституционные нормы о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме носили декларативный характер и не соблюдались. На практике в стране господствовала одна политическая партия, существовал тоталитарный режим в 1930-е годы и авторитарный режим в послевоенные годы с безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры, которая, опираясь на конституционные же нормы, в 1991 году ликвидировала Союз Советских Социалистических Республик как субъект международного права.
В дискуссиях приняли участие студенты старших курсов, активисты СНО и преподаватели института. Они обратили внимание не только на хаотичность расположения социальных обязательств в Основном законе (ст. 75), но и в целом на необходимость конституционализации социального права. В частности, отмечалась важность определения четких конституционных критериев достойного уровня жизни исходя из ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Прозвучали предложения принять отдельный Социальный кодекс Российской Федерации, ввести отдельную главу в Конституцию РФ, определяющую социальный строй, понятие и принципы социального государства, которые, кстати, имелись в советских Конституциях.
Участники дискуссии обратили внимание на содержащиеся в ст. 13 Конституции РФ положения об идеологическом многообразии - «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», которая пришла на смену ст. 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей силе коммунистической партии. С этих позиций вполне объяснимо появление в тексте Конституции РФ запрета на идеологию. Однако практика показала, что не обойтись без определения фундаментальных целей развития российского общества.
Не остался без внимания участников круглого стола вопрос: кому, какому субъекту права в России принадлежит право собственности на природные ресурсы, прежде всего на углеводороды? Конституция СССР 1977 года закрепляла это право за государством. Поэтому в советский период не возникало острых проблем с правом собственности. Конституция РФ 1993 года провозгласила: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальных и иных формах собственности» (ч. 2 ст. 9). Отсюда возникают вполне резонные вопросы: каким образом общенародная собственность на природные ресурсы после 12 декабря 1993 года стала частной собственностью? Отвечает ли принципам справедливости конституционная формула, согласной которой природные ресурсы могут находиться в частной собственности? Справедливо ли общенародная собственность на природные ресурсы перетекла в частную собственность?
По оценке Государственной Думы РФ, ежегодные потери России от незаконной добычи природных ресурсов превышают 817,2 млрд рублей. Прибыль от незаконной добычи природных ресурсов уходит из страны. По подсчетам экспертов, не бьется статистика российского экспорта нефти и нефтепродуктов со статистикой импорта тех стран, которые их закупают. В результате за 30 лет прямые убытки России составили более 200 триллионов рублей. Таких потерь не знала страна в годы Великой Отечественной войны.
Участники круглого стола и выступающие были едины в том, что граждане страны должны иметь право и реальную возможность на получение изначальной доли доходов от продажи государством углеводородов и других полезных ископаемых ресурсов, как, скажем, в ряде нефтедобывающих государств. В целях обеспечения справедливости они солидаризуется с теми экспертами, которые предлагают определить в качестве субъекта права собственности на природные ресурсы страны прошлые, настоящие и будущие поколения граждан Российского государства, создать Общероссийский фонд будущих поколений, источником наполнения которого должна быть рента от использования принадлежащей этому субъекту права части природно-ресурсного потенциала страны.
В целом, круглый стол показал заинтересованность студенческой молодежи и преподавателей в обсуждении главного назначения конституции – установление основ государственного строя, системы власти и правового статуса личности. Практические все участники научного мероприятия были солидарны с обоснованным мнением о том, что земля и другие природные ресурсы должны стать общенародным достоянием и собственностью российского народа, конституционно закрепить положение о гарантированном государством каждому гражданину справедливой доли доходов, получаемых от добычи национальных природных ресурсов и другого коммерческого использования природных ресурсов. Эти и другие не менее значимые положения актуализируют задачу разработки и принятии новой Конституции Российской Федерации с ориентацией на будущее, с эффективным государственным устройством, сильной экономикой, в основе чего должна лежать национальная идея, ядром которой будет сакральная для российского общества справедливость.
Научно-исследовательский отдел
08.12.2023