«Трудовое законодательство России: новые вызовы и ответы»
В.В. Орлов, дин, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, проректор по научной работе. Уважаемые коллеги! Позвольте от имени ректората всех присутствующих поздравить с прошедшим Днем учителя и пожелать доброго здоровья и успехов в работе.
Тезисно остановлюсь на трех аспектах заявленной темы. Первое. Что касается истории трудового законодательства, сразу необходимо оговориться, что труд является одним из главных факторов производства наряду с землей и капиталом. От количества и качества труда в конечном итоге зависит благополучие и богатство нации, так определил еще Адам Смит. Не вдаваясь в историю трудовых отношений в условиях первобытнообщииного, рабовладельческого и феодального строя, отмечу, что трудовое законодательство – атрибут капиталистических отношений, основанной на частной собственности. Промышленный переворот в странах Запада в 17-18 веках, в России – в середины 19 века до середины 20 столетия сопровождался интенсивным развитием фабрично-заводского производства и ростом рядов рабочего класса. Их условия труда и быта на первых порах были ужасными: низкая заработная плата, 12-14-часовой рабочий день, штрафы, использование детского труда и женщин, антисанитария и пр. сопровождались ростом недовольства среди рабочих.
Социал-демократические партии сделали ставку на рабочих и в конечном итоге в ходе социальной борьбы добились радикального изменения условий труда рабочих. 8-часовой рабочий день, выходные пособия, социальная зашита, страхование от производственного травматизма, пенсии по старости и др. социальные льготы и выплаты – результат борьбы за свои права и достоинство, а не блага, упавшие с небесной канцелярии.
Второе. В современной России трудовое законодательство напрямую затрагивает интересы примерно 76 миллионов человек. Это – численность рабочей силы на 1 января 2020 года. Косвенно – всех жителей страны, это – 146 миллионов человек. В нашей стране к числу наиболее острых проблем в сфере трудового законодательства относятся, прежде всего, низкая заработная плата, доля которой в цене товаров и услуг составляет максимум 15-20% против 50-60% в развитых странах; Можно подумать, что Россия – оазис бедности как при царях и императорах, так и при генеральных секретарях и президентах.
Формально заработная плата и гарантии по заработной плате, установлены в ст. 130 ТК РФ. Государство правовое регулирование заработной платы в условиях рынка труда весьма специфически. За исключением бюджетной cфepы, государство не вмешивается в процесс установления конкретного размера заработной платы: это область договорных отношений работника и работодателя.
Что же в итоге получается? Если посмотреть на распределение общего объема денежных доходов населения, то пятая группа с наибольшими доходами забирает 47% всех доходов, то есть почти половину всех доходов. Другая половина доходов приходится на остальные 80 % населения.
О каком регулировании государством заработной платы и доходов населения (а располагаемый доход домохозяйств на 82% формируется за счет оплаты труда наемных работников) можно вести речь, когда седьмой год подряд падают реальные доходы населения. Это при ежегодном росте доходов долларовых миллиардеров, по числу которых на душу населения Росси занимает первое место в мире. Так вот, годовые доходы первых 14 олигархов из российского списка Форбс превышают годовые доходы всех работников Министерства здравоохранения и социальной защиты. Это – 4,7 миллиона человек. А годовые доходы первых 17 российских олигархов из списка Форбс превышают годовые доходы всех работников Министерства просвещения и Министерства науки и высшей школы. Это – свыше 5,7 миллионов человек.
Чрезмерная социальная поляризация по уровню заработной платы работников и доходов населения – вот где угроза национальной безопасности страны.
Третье. Статья 130 ТК РФ перечисляет основные виды гарантий по заработной плате. К их числу в первую очередь относится величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) в РФ. С помощью этой нормы Российское государство пытается решить ряд острых социальных проблем, связанных с борьбой против бедности и нищеты, ограничением эксплуатации наемного труда. Заметим, что положение «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека» было определено с самого начала действия ТК РФ, то есть с 01 февраля 2002 г.!!! В июле 2020 года, через 19 лет бездействия и блуждания, эта норма, как известно, была закреплена в обновленной Конституции РФ.
Фактически МРОТ во многом имеет формальный характер, не отражает действительного положения вещей, не гарантирует работника от бедности. Отсюда в стране десятилетиями сохраняется 18 миллионов бедных, что составляет свыше 12% общей численности населения. Среди них почти половину составляют работающие бедные, что следует считать национальным позором России. Правовой выход из ситуации заключается реализации положений Европейской социальной хартии, которой присоединилась и Российская Федерация. В частности, установить такой МРОТ, который в 2,5 раза превышает прожиточный минимум. Фактически это положение необходимо было зафиксировать в ст. 5 и ст. 37 обновленной Конституции РФ.
Наконец, хотелось бы высказаться по вопросу индексации заработной платы. Статья 134 ТК РФ устанавливает, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из бюджета, производят индексацию заработной платы в порядке установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Фактически эта статья носит рекомендательный характер, а должна носить обязательный характер, то есть быть нормой прямого действия. Регулярным и периодическим повышением заработной платы на инфляционный процент будет обеспечена государственная защита покупательской способности заработной платы, а также рост внутреннего спроса на товары и услуги.
Д.А. Шаповалов, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин (доклад прилагается).
Б.Л. Скрынченко, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента (доклад прилагается).
С.В. Борисов, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин (доклад прилагается).
В.Г. Борисова-Жарова, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления (доклад прилагается).
Рекомендации. Учитывая важность повышения уровня жизни населения как главной цели Национальных проектов России на 2018-2024 гг., предлагается:
- установить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2,5 раза выше прожиточного минимума работающего человека, что позволит реально защитить работников от неоправданно низкой оплаты труда. Эту норму зафиксировать в статьях 133 и 133.1 ТК РФ и в статьях 5 и 37 обновленной Конституции Российской Федерации;
- ст. 134 ТК РФ – обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должна носить не рекомендательный характер, а обязательный, то есть быть нормой прямого действия;
- ввести прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физических лиц по примеру передовых стран мира и стран Брикс с установлением необлагаемого минимума. Это вполне доступный и легальный источник финансирования увеличения размера реальной заработной платы и реальных доходов населения, решения проблемы преодоления массовой бедности населения в Российской Федерации.
Научно-исследовательский отдел