Новый сборник научных трудов!

Недавно вышел из печати сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, проведенной 20 апреля 2017 года в Институте государственного администрирования.

Название сборника «Государственная и частная высшая школа России в 1917-2017 гг.: вызовы и уроки столетия» ориентирует читателей на внимательное изучение и освещение не только теоретико-методологических и прикладных аспектов развития высшей школы страны за сто лет, но и перспективных направлений научных исследований в этой области с учетом концептуальных изменений социально-экономической политики России на рубеже ХХ – XXI вв.

Сборник открывается обращением ректора Института государственного администрирования, член-корреспондента Российской академии естественных наук (РАЕН) Тараканова А.В. к участникам конференции, в котором отмечается массовость образования: в мире в этой сфере занято более миллиарда учащихся, свыше 85 млн студентов и почти 50 млн педагогов. Высшая школа, занимающая центральное место в системе образования, призвана быть носителем новейших научных достижений. Новая концепция развития высшего образования, адекватная вызовам XXI в., должна учитывать достижения отечественной и зарубежной науки. В частности то обстоятельство, что передовые страны мира получают до 40% валового национального продукта в результате развития эффективной системы образования. Именно в сфере образования закладывается человеческий капитал страны. Он призвал участников конференции к объективному и беспристрастному освещению фундаментальных проблем развития государственного и частного высшего образования.

Ответственный редактор сборника статей (д.и.н., член-корреспондент РАЕН Орлов В.В.) в предисловии отмечает обширность проблемного поля высшего образования. Действительно, сколько средств из государственного бюджета необходимо выделить на нужды высшего образования для реализации федерального государственного образовательного стандарта? Какова результативность вложений в отрасли и в ее высшие звенья, каковы индикаторы и критерии этой эффективности? Какой уровень финансирования высшего образования соответствует целям развития человека? Каковы механизмы и особенности внебюджетного финансирования высшего образования? Куда и что предпочтительнее финансировать: образовательные учреждения (вузы) или домохозяйства (потребителей образовательных услуг)?

Структура, тематика и логика содержания сборника статей, исходящая из программы конференции, выстроена в трех тематических блоках. В первый раздел «Государственная и частная высшая школа России: вопросы теории и практики» включены доклады и сообщения, посвященные содержательным аспектам управления высшим образованием. В статье проф. А.В. Тараканова и проф. Д.Н. Усковой «Современное отечественное образование: социальная функция и социальный институт» дается обзор негативных последствий коммерциализации образования, нацеленной на выдавливание талантливой молодежи из российской образовательной и научной среды, дискриминации русского языка как родного и государственного, разрушения целеполагающих основ отечественной педагогической науки. Эти отрицательные явления по их обоснованному мнению порождают виртуальную псевдо-или квазисоциализацию, терророгенную «среду» и «культуру», кадровый голод во всех отраслях экономики. Авторы предлагают меры по возрождению российского образования как социального института, отвечающего за безопасность и качество жизни россиян.

Следует отметить также статью проф. А.В. Тараканова, проф. А.В. Тышковского и проф. Д.Н. Усковой «Человеческий капитал и социальная ответственность: к вопросу о целевых компонентах высшего образования», в которой обозначены междисциплинарные аспекты концептуализации понятий «социальная ответственность» и «человеческий капитал», рассмотрены причины разночтений в определении целевых ориентиров образовательного процесса, раскрыты альтернативные этические основания в понимании личностного эталона человеческого капитала как результата социализации в высшем учебном заведении.

В статье д.и.н., проф. В.В. Орлова раскрываются основные процессы и тенденции развития российской высшей школы за столетие, особенности и последствия перехода от элитного к массовому высшему образованию, состоявшемуся на рубеже ХХ – XXI вв. Исторический опыт показывает, что высшая школа выполняла две основные функции: социализация личности и подготовка кадров, их взаимосвязь отражена в целях, задачах и содержании образования. Нельзя не согласиться с автором, что Советская Россия добилась значимых достижений в повышении уровня высшего образования у населения, что позволило ей получить имидж одного из мировых лидеров в сфере образования. В современной России высшая школа сталкивается целым набором проблем: монополия государства при сокращении его финансовых возможностей, вульгаризация рыночных отношений, стремление элиты к обогащению всеми доступными средствами на фоне доминирования «работающих бедных» и малообеспеченных слоев населения. Потери и приобретения высшей школы связаны с превращением высшего образования в обязательный атрибут рабочей силы при его удорожании и расширении спроса, что сочетается с его девальвацией и ростом премии, чем во многом и объясняется стремление молодежи к поступлению в вузы.

С интересом также читаются статьи проф. А.Ю. Бутова (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»); доктора философии Мюмюн Тахира (Университет библиотековедения и информационных технологий, г. София, Болгария); д. социол. н., проф. Ф.И. Шаркова (ОУП ПО «Академия труда и социальных отношений»); к.т.н., член-корреспондента РАЕН В.В. Черникова (Технологический университет, г. Королев), в которых освещаются фундаментальные проблемы высшей школы.

Второй раздел «Преемственность в образовании, проблемы преподавания дисциплин» охватывает статьи, касающихся конкретных аспектов преподавания учебных дисциплин в высшей школе, происшедшие за столетие. В частности весьма информационно насыщенной и логически выстроенной статье д.и.н., проф. В.В. Бабашкина (ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) «О преподавании дисциплины «История» в высшей школе отмечается, что российская история во все времена преподавалась с методологических позиций теории прогресса. По версии автора, советский коммунизм и современный рыночный либерализм не более чем два варианта этой теории: в обоих случаях тема капитализма играет большую роль в содержании этой учебной дисциплины. Это обусловливает необходимость внесения принципиальных изменений в саму методологию и концепцию преподавания Российской истории.

В этом же разделе с огромным интересом читаются статьи к.и.н., доц. О.В. Бершадской (Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации); к.филос.н., доц. Н.А. Джалиловой (Институт государственного администрирования); Е.П. Звягинцевой (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации); к.ф.-м.н., доц. В.И. Крамаренко (ЧУ ОО ВО «Институт экономики и культуры», г. Москва); к.и.н., доц. И.В. Муравьевой (ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова); к.и.н., доц. В.А. Переходченко (ЧУ ОО ВО «Институт экономики и культуры», г. Москва); к. псих. н., доц. С.А. Шмелева (Институт государственного администрирования, г. Казань) и др. авторов, посвященных разноплановым и противоречивым аспектам совершенствования учебной деятельности в вузе.

В третий раздел включены статьи, посвященные исследованию в области права и экономики. В этой части следует отметить статьи таких авторов, как к.и.н., доц. В.В. Горбунов и к.э.н., доц. А.В. Орлов (ЧУ ОО ВО «Институт экономики и культуры», г. Москва); д.э.н., проф. В.В. Жариков (АО ЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет) и Стефан Шандера (Германия); к.и.н., доц. Т.П. Реброва (ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск); к.п.н., доц. О.П. Сергеева (Институт государственного администрирования, г. Якутск); к.т.н., доц. Н.М. Сурай (Институт государственного администрирования); к.п.н, доц. А.И. Ткалич (ЧУ ОО ВО «Институт экономики и культуры», г. Москва); д.э.н., проф. Т.Х Усманова (ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации); к.т.н., доц. Ю.Я. Тюменев, доц. С.П. Фомина (ЧУ ОО ВО «Институт экономики и культуры», г. Москва) и д.т.н., проф. А.Н. Буркин (УО «Витебский государственный технологический университет, г. Витебск, Республика Беларусь) и др., в которых освещаются актуальные проблемы права и экономики в современной России.

В целом сборник статей, включающий публикации ученых и начинающих исследователей, написанный литературным и научным языком, сохраняющий преемственность в логике и структуре изложения материалов, представляет актуальное состояние исследования проблем государственной и частной высшей школы России за столетие, а также открывает перспективные направления для развития заявленной проблематики.

Научно-исследовательский отдел

Новости института

Гуманистическая концепция лидерства в организации. Управление человеческим капиталом

Под таким заглавием недавно вышла в Германии коллективная монография творческого коллектива ученых Института – докторов психологических наук, профессоров А.В. Тышковского и Д.Н. Усковой и к.ю.н., член-корреспондента РАЕН А.В. Тараканова (руководитель авторского коллектива).

Человеческий капитал здоровья, деятельности и обучения!

Библиотека Института пополнилась еще двумя книгами, опубликованными в 2017 году в Германии: «Человеческий капитал здоровья, деятельности и обучения. Личность и группа в организации» и «Гуманистическая концепция лидерства в организации. Управление человеческим капиталом».

Представители Института в фестивале гражданского общества «Добрые люди»

15 – 25 декабря 2017 г. представители Института приняли участие в фестивале гражданского общества «Добрые люди», который организовала Общественная палата РФ в Центральном выставочном зале «Манеж».